
На днях, вот, в очередной раз думал о фатальности бытия, и мне вспомнилась преинтереснейшая идея о природе мироздания, почерпнутая мною из научной фантастики. И это не какая-то там хула на время, нет – все несколько интереснее.
В чем заключается идея? В простой фразе: «мир существует в пространстве и времени». Не удивил? Серьезно? Черт… Ну ладно, читайте дальше, я еще не раскрыл все карты. Вернемся к самой фразе. Мир существует в пространстве и времени – в трех пространственных измерениях и четвертом, временном. Вроде все правильно, за исключением одной детали – все прекрасно могут представить себе объект в трех пространственных измерениях, это легко (попробуйте!), а вот сразу в четырех? Мы видим все предметы только в трех измерениях, и дано нам осознать только три. Ученые, занимающиеся теорией суперструн, придерживаются мнения, что измерений, вообще-то 11, ну да не суть. Вернемся к нашему времени.
Из этой щекотливой ситуации есть один выход. Как мы на бумаге, по сути, в двухмерном пространстве, можем начертить трехмерный объект, так и четырехмерное тело можно представить как некую «кастрированную» трехмерную версию. Представьте себе человека, который идет. Куда-нибудь. Неважно! И представьте, что во время его передвижения, вы все время снимали его с большой выдержкой на фотокамеру, так, что в итоге у вас получился один кадр, на котором запечатлены все моменты его движения. И что же у нас вышло? Правильно, размытая, протяженная на весь путь следования человека фигура. Мысленно подрисуйте под этой многоножкой ось времени и вуаля! И эта человеческая сосиска и есть наиболее простое и убогое представление объекта в четырех измерениях.
Теперь мы, наконец, подобрались к самоей сути. Мир существует в пространстве и времени – весь и сразу, все будущие и прошлые моменты «единовременно» существуют, а все мироздание и есть эта огромная сосиска. А мы, вот прямо сейчас, видим лишь сечение этой гаргантюанской колбасы. А, поскольку, мы «движемся» вперед во времени, то и сечение это меняется, отчего и создается иллюзия движения, изменчивости. А мы только наблюдаем сечение одного тела, которое уже есть.
Возвращаясь теперь к заголовку, можно, наконец, понять, что я имел ввиду и под сосиской и под неизменностью. В действительности, у нас нет свободы выбора – все выборы уже сделаны, они уже существуют. В будущем. Если вы решите что-нибудь сделать, знайте, что вы уже это сделали, а если вдруг в последний момент передумаете и прыгните вверх на оживленной улице с криком «гаггу-гиггинс», то знайте, что в огромной сардельке мироздания с самого момента сотворения мира, большого взрыва (или во что вы там верите) есть уже соответствующая «выпуклость» - это вы прыгаете и кричите «гаггу-гиггинс»!
ГАГГУ-ГИГГИНС!!!
Ах.. Грустно..